Сегодня эфир начался со звонка Владимира. У него был вопрос, как он сказал — давний... Он не понимает, что означают слова Господа, когда Он говорит: «... Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» Мф 5:39-41. Его вопрос главным образом относился к словам о рубашке и о поприще.
Что значит — если кто-нибудь хочет отнять у нас по суду рубашку, ему должны отдать не только рубашку, но и верхнюю одежду?
Рубашка, хитон — длинная холстяная одежда из хлопочато-бумажной или льняной ткани. Даже у самого бедного была смена рубашек. Верхнюю одежду, своего рода большой, похожий на одеяло плащ, человек носил днем как одежду, а ночью использовал как одеяло, и такое одеяние у иудея было только одно. По иудейскому закону в качестве залога можно было взять хитон, рубашку, но не верхнюю одежду, плащ. «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него; она одеяние тела его: в чем будет он спать?» Т.е. смысл в том, что по закону у человека нельзя было безвозвратно отнять его верхнюю одежду. Иисус, таким образом, говорит следующее: «Христианин никогда не настаивает на своих правах; он никогда не спорит о своих правах; он вообще не считает, что у него есть какие-либо права». Баркли в своем комментарии на Евангелие от Матфея пишет: «Некоторые люди вечно настаивают на свои права, цепляются за свои привилегии и никогда не поступятся ими. Они воинственно пойдут судиться, но не потерпят даже их мельчайшего ущемления. К великому сожалению, Церковь полна таких людей. Такие люди все еще не поняли, что такое христианство. Христианин должен думать не о своих правах, а о своем долге; не о своих привилегиях, а о своей ответственности».
Теперь о том, что если кто принудит нас идти одно поприще, то мы должны добровольно пройти два поприща. За этим стоиткартина оккупированной территории. Принудить, в греческом — аггареиейн происходит от персидского аггареус, что значиткурьер. У древних персов была удивительная для того времени почтовая система. Все дороги были разделены на отрезки длиною в дневной путь; в конце каждого — свежие лошади, корм и вода для лошадей, а также пища для курьера. Если на станции чего-нибудь не было, любое частное лицо могли принудить дать пищу, приют, помощь, лошадей и даже самому везти почтовое сообщение до следующей станции. Такое принуждение и называлось аггареиейн. Позже, это слово стало означать любое насильственное принуждение к несению службы на оккупантов. В оккупированной стране население могли принудить поставлять пищу, давать постой, перевозить грузы. Иногда завоеватели принуждали людей выполнять те или иные работы самым грубым и жестокимобразом. Угроза быть призванным для выполнения принудительных обязанностей постоянно висела над людьми. А Палестина как раз и была завоеванной и оккупированной страной. Т.е. любой иудей мог в любой момент ощутить на плече прикосновение копья римского воина и услышать, что он призван служить римлянам, может быть для выполнения самой тяжелой и черной работы. Именно так случилось с Симоном Киринеянином, когда его принудили (аггареиейн) нести Крест Иисуса.
Таким образом, Иисус говорит: «Если вас принуждают служить проводником или носильщиком грузов на один километр, не делайте этого с чувством злобы и негодования. Пойдите с ним два километра в хорошем настроении и с охотой». Другими словами: «Какое бы дело вам ни поручили, не выполняйте его как ненавистную и мерзкую обязанность, а делайте его как услугу, которую вы с удовольствием оказываете». Дело всегда можно сделать двояко. Можно сделать необходимый минимум и не больше, а можно выполнить его с улыбкой, с желанием выполнить его хорошо. Христианин не должен думать о том, чтобы поступать как ему хочется; он должен заботиться о том, как бы помочь, даже тогда, когда эта просьба о помощи неучтива, неразумна и эгоистична.
Потом был звонок Павла, который говорил, что есть лишь одна церковь — Церковь Христа, а православная, католическая, лютеранская и пр. церкви — это от людей. Пришлось сделать небольшой экскурс в историю христианской церкви.
Затем было интересное письмо от другого Павла, который тоже уже давно хотел задать свои вопросы. Он напомнил о фильме «Код да Винчи» и одноименной книге Дэна Брауна. Павел хорошо помнит, что христиане и служители церкви в разных странах (и в нашей тоже) были против демонстрации этого фильма. Павел посмотрел фильм и после этого прочитал книгу. Это произошло недавно. Вот что он написал:
«Уж больно много было там такого про что не слышал никогда. Понимаю конечно что это все же роман. Сюжет там придуман для повышения интереса, детективная история для этого же. Но все же там рассказывается про тайные организации, про Марию Магдалину и ее брак с Христом и про их ребенка. Что династия французских королей происходит от самого Христа таким образом. Сам Христос был великим человеком, но его божественность это выдумка церкви и императора Константина, которые просто уничтожили настоящие сведения о Христе и его жизни. И вообще там про реальные документы, которые были открыты уже в наше время. Автор на них опирается. На древние рукописи, древние евангелия. В общем голова гудит просто. Кстати брат с женой были в Париже и даже были там, где и герои этой книги и фильма. Действительно видели знаки на полу и не только, все как в книге. Значит автор книги не просто фантазии свои описывал. Может он таким способом пытается донести до людей правду? Если по другому нельзя ...»
В этой передаче я успела ответить только о Никейском соборе, в котором участвовал император Константин. В связи с чем возник вопрос о божественности Христа, какой позиции придерживалось большинство епископов и к какому решению пришел собор. Почему я начала именно с этого? Потому что считаю это самым важным. А также я начала говорить о том, во что верили первые христиане и что достоверно донесли до нас Евангелия и Послания Нового Завета. А также письма первых христиан, дошедшие до нас. Но возможно более убедительным для скептиков будут письма высших римских чиновников и переписка некоторых из них с императором. Ну и конечно записи Талмуда, посвященные Иисусу Христу. Это позволяет нам убедиться в том, что в Евангелиях мы имеем достоверный источник информации.
Продолжим разговор в следующей передаче.