Вопрос о том как в этом мире «уживаются» свободная воля человека и воля Бога! А появился он из размышлений о жизни верующих людей во времена гонений. О том как эти святые люди молились, но были убиты. Неужели Бог не слышал их молитвы? Но тогда тем более Он не слышит наши молитвы. Почему Он не уберёг этих людей, посвятивших служению Ему всю свою жизнь? В частности речь шла о служителях Господа, репрессированных и убитых во времена Советской власти. Почему молитвы святых не заставили Бога сохранить им жизнь и наказать их мучителей? Может быть, молись-не молись, а будет только так как Бог уже давно определил и решил? Может от нас ничего не зависит, тогда и молиться не нужно? Если не влияет... Слушает ли Бог наши молитвы?
Слышит ли нас Бог? — хороший вопрос. Возникает встречный вопрос — как мы определяем это? На основании чего мы делаем свои выводы о том, слышит ли нас Бог и отвечает ли Он на наши молитвы? — Скорее всего по результатам наших молитв. Если в результате исполняется то, о чем мы просили и так, как мы хотели — то мы приходим к выводу, что Бог нас слышит и отвечает на наши молитвы. Если же мы не видим исполнения желаемого, то думаем, что Бог нас не слышит, на молитвы не отвечает, а может быть Его и вообще нет... Но в Священном Писании мы читаем в разных книгах, у разных пророков, евангелистов и апостолов, что Бог слышит молитвы людей и отвечает на них. Только мы не всегда понимаем этот Его ответ. Иногда понимаем это со временем, оглядываясь назад.
Рассмотрим другую сторону вопроса. Верующие люди страдали, молились, но многие были убиты. Бог не защитил и не превратил в соляные столбы их мучителей и убийц. Значит ли это, что эти убийцы, пытая, издеваясь и убивая исполняли волю Бога? Ведь без воли Бога и волос с головы нашей не упадет...
Исходя из вопроса нашей слушательницы о том, что люди молились, но были убиты. У нас есть две категории людей (верующие — неверующие; жертвы — палачи...): верующие, служители Божьи и, с другой стороны, надзиратели, следователи, охранники, те — кто расстреливал, кто имел власть и принимал решения. Верующие молились. Вопрос: их кто-то заставлял стать верующими? Кто-то просто отрезал для них все другие варианты и возможности? Или они сами, в результате своего собственного решения обратились к Богу, выбрали свой образ жизни и твердо придерживались его даже до смерти? Для меня ответ очевиден. Но точно так же и другие люди приняли для себя решение и стали надзирателями, охранниками и пр. Многие даже наслаждались своей властью, испытывали радость и удоволствие, наблюдая мучения других. Кто-то из нас думает, что они делали это только исходя из воли Божьей? Это не было их выбором, их волей? Но тогда грехопадение Адама и Евы тоже видимо было в полном согласии с волей Божьей... Каин убивает Авеля тоже потому что такова воля Божья? И так далее... все превращается в фарс! Вся история — фарс! О какой нравственности тогда вообще можно говорить?
Одна из важнейших аксиом иудаизма, а затем и христианства — вера в абсолютное совершенство Бога. Также Библия, Ветхий Завет и Новый Завет, зиждется на утверждении, что человек обладает реальной свободой выбора. Например, доктрина вознаграждения и наказания теряет всякий смысл, если отсутствует свободная воля. Как можно спрашивать с человека, награждать и карать его, если он не может избежать каких-то поступков. Если у него нет свободы не делать того, что ему «предначертано»? Тогда все заповеди потеряли бы смысл, и мир человеческих поступков превратился бы в бессмысленную головоломку.
Я думаю, что люди часто путают предвидение Божее с Его «предначертанием». Бог знает, что будет! Но ведь знать будущее, т.е. знать исход события до того, как оно произойдет, это не означает способствовать его осуществлению! Если я могу предсказать, что вы будете делать завтра, я — вовсе не причина ваших действий... Это понятно. Как понятно и то, что я могу ошибаться, и вы это знаете и понимаете. Но если Господь знает, что произойдет какое-то событие, оно неизбежно должно произойти (в отличие от события, которое предвидит человек). По-другому просто быть не может. Не потому, что Бог «продавливает» Свою волю и манипулирует нами. А потому, что Божественное предвидение абсолютно! Но так как в нашем сознании уже зафиксировано, что если Бог предвидит — то это так и должно случиться, у нас возникает представление, что Бог является главной если не единственной, причиной того, что с нами происходит. Отсюда и вопросы о Его воле: почему Он так со мной? За что? Т.е. происходящее с нами мы рассматриваем как следствие Его воли, а не как результат своих собственных усилий, ошибок, влияния своих страстей. И возникают вопросы о том, зависит ли в этой жизни что-нибудь от самого человека?
Библия здесь ясна и недвусмысленна: несмотря на очевидный парадокс, существуют обе вещи — Божественное предвидение (которое очень часто мы принимаем за волю Божью) и свободная воля человека. Бог совершенен и абсолютен; Он вне времени; а мы, люди, обладаем свободной волей. В нашем восприятии существует противоречие между знанием, которое предшествует какому-то выбору, и свободой этого выбора. Но за пределами нашего ограниченного восприятия никакого противоречия нет, потому что знание Бога не похоже на человеческое знание. Он и Его знание едины, недаром в Писании сказано: Бог есть Истина! Нельзя заключать знание Творца в хронологические рамки. Бог существует вне времени и других ограничительных факторов, однако человек органически не способен это понять. Мы можем сколько угодно твердить, что Всевышний пребывает вне времени, что Он абсолютно трансцендентален, но будучи смертными людьми, подчиненными законам времени и пространства, мы не можем по-настоящему вникнуть в это понятие. Такова суть вещей.
Предначертанное свыше (воля Божья, предопределение) и свободная воля человека, как они могут сосуществовать? Об этом думали с древности многие мудрецы и учителя Израиля, а потом и Отцы и Учителя Церкви. Очень кратко сказал об этом рабби Акива — «Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости». Коротко и глубоко. И точно! Поразмышляйте над этим. Если возникнет интерес и желание вместе подумать на этим — пишите.