Сегодня у нас с пастором Павлом Усищевым получился день ответов на вопросы по Библии. Сначала нам задали вопрос по Евангелию от Матфея, по 19 главе. Там в 19 главе есть рассказ о богатом юноше. Потом был еще один вопрос по Библии о чудесном лове рыбы. Об этом можно прочитать в Евангелии от Луки 5:1-11.
Ближе к концу передачи пришло еще несколько вопросов. Меня заинтересовало сообщение от Марты, суть которого в том, имеет ли право христианин на личное пространство — «... Если я христианка, означает ли это что я не имею права ... Решать с кем мне проводить время, общаться, дружить, любить и прочее? Я обязана всех любить и впускать в свою жизнь, в свою душу? ... А если мне человек неприятен, или такого не может быть? Если я ему не доверяю... ...» - написала Марта. Но так как сообщение пришло за 3 минуты до конца, говорить об этом будем завтра. Жду с нетерпением. Такого вопроса пока еще не было.
Ну а сегодня больше говорили о богатом юноше. Видимо вопрос о материальном благополучии и богатстве интересует многих, что неудивительно в наше время. Вопрос был сформулирован следующим образом: должны ли мы отдавать все свое богатство, чтобы иметь жизнь вечную? Продать все и раздать нищим... Касается ли это и обычных людей, а не только олигархов и богатых людей? Или нам, обычным людям, можно оставить свое «богатство» при себе?
«Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Мф. 19. 16–26).
Я не буду повторять то, о чем уже говорилось во время передачи. Но кое-что хотелось бы сказать в дополнение. Слова Господа очень актуальны для многих людей нашего времени, и особенно для тех наших соотечественников, кто в одночасье сделались богачами. Богатство кружит голову. В таком состоянии люди до поры до времени не задаются теми вопросами, с которыми пришел ко Христу богатый юноша. Но рано или поздно вопросы о смысле жизни и о спасении встают и перед ними.
Прежде всего нам надо понять для себя роль материального богатства в духовной жизни человека? Что это — абсолютное зло? Или богатство само по себе нравственно нейтрально? А может быть наоборот, материальный достаток полезен человеку? Способствует его духовной жизни? Ведь тот богатый юноша был хорошим, добрым человеком с духовными интересами и запросами. Он с детства соблюдал заповеди Божии. Состояние его тоже скорее всего не было результатом сомнительных махинаций. Христос, как сказано в Евангелии от Марка, взглянув на него, полюбил его. Но, видя сокрытое в сердце, Он обнажает самую сердцевину его духовной жизни: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». Что же юноша? Он отошел с печалью в сердце. Видимо, он никогда не ставил перед собою вопроса о том, что означает для него богатство, чем он готов пожертвовать ради жизни вечной, а с чем не сможет расстаться. Этот вопрос ставит перед ним Христос. А так как Господь точно знает, что в сердце каждого, то и вопрос Его попадает в цель. Несмотря на все свои добродетели и благочестивые поступки юноша не готов отказаться от богатства даже ради жизни вечной.
Почему так? Да потому, что богатство само по себе обладает огромной притягательной силой. Оно обеспечивает комфортную и приятную жизнь. Если человек очень богат, он обретает власть над ближними при полной независимости от них. У человека возникает иллюзия автономного бытия, не зависящего от воли Божией. Он без труда может купить и получить все, чего ни пожелает. В его распоряжении находятся другие люди. Он способен купить положение и влияние, а при известных обстоятельствах даже здоровье, правосудие и жизнь. Не случайно Господь говорит в конце «... трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».
Кстати о верблюде и угольных ушах. Сразу после передачи пришел вопрос, что же это такое, о чем говорит Господь? Есть две версии. Некоторые полагают, что речь здесь идет о воротах в Иерусалиме, которые называются «игольные ушки» за их тесноту.Кто-то пишет, что этот проход достаточен только для пеших путешественников и паломников. Въехать на верблюде было совершенно невозможно. Другие говорят, что ширина этих ворот такова, что верблюд не может пройти через них, пока не будет разгружен. Так и богатый человек тоже не может взойти на небо, пока не освободится от груза земных богатств.Это если понимать слово «верблюд» в прямом смысле.
Есть еще мнение, что неслучайно слово «верблюд» на греческом языке совпадает со словом «канат». Богатый человек по сравнению с бедным — толстый канат по сравнению с тонкой ниткой. И он не пройдет сквозь игольное ушко, пока его не расщепить на отдельные нити. Так богатый человек должен освобождаться от своих богатств, чтобы нить за нитью проходить сквозь игольное ушко. Но может ли «канат» самостоятельно разделиться на отдельные нити? Нужен тот, кто сделает это, возможно даже причиняя «канату» боль.
Используемый Спасителем образ был абсолютно прозрачен и нагляден для Его учеников. Отсюда их удивление и даже некоторый испуг: «Кто же может спастись?» И Господь отвечает: «Невозможное человекам возможно Богу» (Мф 19:26; Лк. 18. 26–27).
Итак, означает ли ответ Иисуса богатому юноше, что Господь призывает Своих последователей непременно отказываться от собственности и раздавать свое достояние нищим, тоже стать нищими? Нет. В случае с богатым юношей Иисус обращается к нему персонально, отвечая на его вопрос о том, что нужно ему сделать, «чтобы иметь жизнь вечную». Больше нигде в Евангелии нам не встретится требование Спасителя отказаться от богатства в качестве обязательного условия следования за Ним.
Призыв раздать имение не является жестким требованием, адресованным ко всем людям, — это необходимое условие лишь для тех, кто ищет духовно-нравственного совершенства. Что же будет с теми, кто не собирается расставаться со своим богатством? Господь говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6. 21). Важные слова! Если материальная сторона существования становится главенствующей, делается целью и смыслом жизни, всех действий и мыслей человека, то он стоит на пути, ведущем к погибели. Даже если формально он считает себя верующим и соблюдает заповеди и церковные правила. Однако если у человека хватает духовной зрелости и здравомыслия, богатство для него лишь возможность оказывать помощь другим людям. Он воспринимает себя управителем, которому Бог доверил эти средства, чтобы мудро использовать их во благо себе и людям. В таком случае богатство не мешает человеку приближаться к Богу.
Как проверить себя, чтобы понять, является ли человек господином своего богатства или он стал его рабом? Очень часто единственным критерием внутренней системы нравственных ценностей богатого человека, остается его способность и готовность к милосердию. Если состоятельный человек не видит необходимости помогать людям, если добро и милосердие не находят места вего сердце, то можно говорить о том, что душа его в рабстве у маммоны и далека от Бога.
Ну и последнее, не будем заблуждаться. Все вышесказанное относится не только к богачам. Разве мало людей буквально «одержимых» идеей разбогатеть? Готовых ради достижения этой своей цели идти «по головам и трупам»... Разве мало среди верующих тех, кто пришел в церковь за этим же? Кто молится о машинах, домах, богатстве... В наше время появились церкви, проповедующие т.н. «Евангелие процветания». Не Евангелие Иисуса Христа, а евангелие процветания! И их количество растет во всем мире.
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3) — говорит Господь в Нагорной проповеди.Быть нищим духом — значит иметь свое сердце свободным для Бога.А если сердце привязано к богатству, то значит оно уже не вполне для Бога свободно. И тогда нельзя сказать, что мы соблюдаем заповедь " возлюби Господа Бога твоего всемсердцем твоим, ..." (Лк 10:27). Заповедь, о которой Сам Господь сказал, что это самая первейшая и наибольшая заповедь.